
Причины затягивания с переключением передач на АКПП
03.04.2022Коробка передач – это сложное устройство, которое без участия водителя обеспечивает выбор наиболее подходящего передаточного числа с учетом условия движения автомобиля.
На данный момент есть несколько видов АКПП:
- классика (гидромеханическая);
- роботизированная;
- вариаторная трансмиссия.
Механизм коробки передач сложный, по своим функциям он подразделяется на несколько частей.
Гидротрансформатор (сцепление) – в составе имеет 2 лопастные машины (турбина и насос), между которыми находится реактор. Работа насосного колеса напрямую связана с коленчатым валом двигателя, а центростремительная турбина зависит от вала коробки передач. Работа реактора определяется режимом работы и может блокироваться обгонной муфтой, а может свободно вращаться.
Планетарная трансмиссия – это вид передачи, который используется не только в механической коробке, но и в автоматической. В процессе ее работы происходит не только преобразование вращения, но и суммирование, и раскладывание мощности. Устройство обладает внутренними и внешними зубчатыми колесами разного размера, движение которых происходит по центру. Название «планетарная» пошло от того, то между колесами располагаются сателлиты, движение которых схоже с направлением планет Солнечной системы. Сателлиты соединятся на водиле, таким образом, происходит вращение одних элементов и замедление других, которое по итогу дает разные скорости.
В состав гидравлической системы входит насос, толкатели, фильтр, гидроблок, гидрораспределительная плита. Через ATF происходит передача момента двигателя и создается давление на фрикционы, за счет чего детали АКПП не подвергаются повышенным температурам, быстрому износу. Постоянное давление поддерживается масляным насосом. Отходы, которые появляются за счет работы автомата и поступают с маслом, сдерживаются фильтром. Через каналы гидроблока жидкость достигает планетарных звеньев.
Вариатор отличается от АКПП тем, что в работе отсутствуют фиксированные скоростные ступени. Для изменения передаточного числа задействованы шкивы с конусами на выходном и входном валах, а между ними располагается ремень. Переключение на заднюю скорость осуществляется через механизм планетарной передачи.
Работа коробки, оснащенной роботизированной системой, похожа на принцип МКПП, имеет 2 сцепления и соединяется с двигателем через первичный вал. Переключение скоростей происходит через синхронизатор, за вся работу коробки отвечает Мехатроник.
Проблема с затягиванием переключения передач может быть связана с неправильной работой электрики или с выходом из рабочего состояния самого материала (износ металлических деталей). Для того чтобы определить где произошла поломка, нужно прислушаться и провести осмотр механизма. Переключение скоростей не должно вызывать дискомфорт, движения при исправной работе плавные и без резких звуков, задержек не должно быть. Стук, рывки и толчки, резкие движения – все это указывает на наличие проблем в работе передач. Если появляется утечка масла, то этот указывает на проблемы в работе АКПП. Износ коробки происходит за счет не корректного уровня масла, поэтому за ним нужно постоянно следить. Явный признак неисправности – это появление осадка в масле и не характерного для него запаха. Еще одним признаком является не синхронная работа стрелок спидометра и тахометра и отказ автомобиля реагировать на педаль газа или на переключение скоростей. Также бортовой компьютер может выдавать ошибки, сигналить об аварийном режиме.
Распространенной проблемой в работе АКПП является затягивание с переключением передач, причины могут быть такими:
- происходит недостаточное натягивание тросика газа;
- износ резинового переходника модулятора;
- неправильно отрегулированная работа модулятора;
- некачественное или отработанное масло, за счет чего происходит перегрев коробки;
- загрязнение в коробке автомат;
- износ масляного фильтра;
- несоблюдение правил эксплуатации автомобиля с АКПП;
- выход из строя электронных датчиков.
Чтобы начать движение машины нужно отжать педаль тормоза. На начальной скорости авто двигается не более пары метров, а после переключается на 2 скорость. За это время масло может не достигнуть рабочих параметров, поэтому в работе АКПП происходит затяжное переключение. Чтобы правильно замерить уровень масла, нужно это делать при холодном и проработанном двигателе.
Если проблема ощущается с переключения скорости со 2 на 3, то это может быть связано с повреждением внутренних механизмов, например, резинового переходника. Также затяжное переключение вызывает ослабленный тросик, который идет от АКПП к мотору.
По причине износа внутренних механизмов может возникать проблема с переключением между 3 и 4 скоростью, особенно это свойственно машинам с пробегом.
Если произошел сбой в работе гидроблока или электронного блока, то это может вызвать затруднение переключения скоростей с 4 на 5 ступень. Если поломка несерьезная, то устранить ее можно через сброс до заводских настроек.
Можно выполнять простые действия, которые не допустят наступления момента затягивания передачи. Если проблема возникает из-за перегрева АКПП, то нужно следить за уровнем масла и вовремя его подливать. Повреждения и износ механизмов устраняются заменой фильтров и чисткой магнита. Проблема с неисправными датчиками решается их заменой на оригинальные детали. Наличие затягиваний передач не всегда означает большие проблемы и капитальный ремонт, так как чаще всего они решаются несложными действиями.
Проверить исправность коробки можно, если во время движения резко нажать на педаль газа, машина перестроится на начальную ступень очень быстро, и если этот процесс пройдет плавно, то проблемы в работе коробки нет.
Для того, чтобы не нанести вред АКПП при эксплуатации, нужно следовать советам, которые помогут правильно переключать режимы. Число режимов в АКПП определяется моделью коробки, на панели селектора находятся самые основные, а задавать нужный режим нужно при помощи осуществления движения рычагом в определенную сторону.
«Р» — осуществляет блокировку главных колёс, целесообразно применять для продолжительной остановки. Производить включение этого режима на ходу нельзя.
«N» — машина не защищена от случайного движения и может сдвинуться с места, если не будет стоять на ручнике.
«D» — осуществляет движение автомобиля вперед. В автоматическом режиме происходит выбор передачи, адаптированный под условия движения. Чем сильнее будет нажатие на акселератор, тем выше будет скорость. Если начать постепенно отпускать педаль, то начнется торможение двигателем.
«R» — можно воспользоваться данным режимом только после остановки автомобиля.
Управление режимами АКПП нужно производить только в режиме работы мотора, для этого нужно нажать на тормоз, если есть кнопка на рукоятке селектора, то нажать на нее, передвинуть рычаг в нужное положение.
Чтобы переключать тормоз и акселератор, нужно перебрасывать правую стопу на другую педаль, это обеспечит безопасность во время движения. Если использовать обе стопы, то в критический момент можно сделать ошибку, и нажать не на ту педаль.
Самое элементарное, что можно сделать для автомобиля, при затягивании передач – это замена масляного фильтра, обязательно приобретать детали нужно у проверенных продавцов, чтобы не подвергать риску работу всего транспорта.